Любой договор на перевозку груза, если он составлен грамотно, определяет максимальную ответственность исполнителя рейса за сохранность того, что он везет. Для транспортной компании это высокий риск, поскольку она относится к сервисному рынку (то есть обычно не располагает дорогостоящими основными средствами, а потому уязвима для крупных расходов). Без дополнительной защиты даже один инцидент с полной потерей груза может нарушить финансовую устойчивость организации.
Убрать эту «уязвимость» позволяет страхование ответственности перевозчика. Договор предполагает защиту финансовых интересов страхователя и задает высокие гарантии для грузоотправителя. К тому же он часто становится условием участия в крупных тендерах на постоянные перевозки грузов.
Страхование ответственности перевозчика на автомобильном транспорте осуществляется на основании внутрироссийских и международных соглашений и законодательных актов:
1. Конвенция КДПГ/CMR 1956г. с дополнениями и изменениями (в т.ч. Дополнительным Протоколом от 05.07.1978г.);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ о транспортно-экспедиционной деятельности с дополнениями и изменениями;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и наземного городского электрического транспорта» с дополнениями и изменениями.
Стандартный договор заключается на каждый рейс, заданный период времени (например, во исполнение крупного контракта) или год. Страхователь может застраховать ответственность перевозчика с применением франшизы или без нее. Стоимость полиса определяет тип транспорта, на котором осуществляется доставка, маршруты, стоимость грузов и прочие условия.
Размер максимальных выплат ограничен страховой суммой (от нее считается и цена полиса). Ее размер в каждом случае определяется индивидуально.
Набор рисков, на случай наступления которых можно застраховать перевозчика:
- ответственность за груз (хищение, повреждение, гибель в результате аварии);
- ответственность за вред, причиненный в ходе перевозки здоровью или имуществу сторонних лиц;
- ответственность перед таможенными и другими контролирующими органами.
В сумму возмещения могут быть включены издержки на проведение расследований и изысканий, траты на судебные разбирательства (так как признать страховой случай по данному договору может только суд), ликвидацию негативных последствий аварий с грузом. Основной риск, подлежащий возмещению, – потеря самого перевозимого товара (компенсация его стоимости).
Страхование ответственности перевозчика – это важнейший момент по защите Ваших интересов, так как при возникновении страхового случая есть несколько вариантов развития событий, при которых перевозчик будет нести финансовые потери:
1. Если ответственность перевозчика не застрахована, а сам груз был застрахован собственником, то страховая компания, в которой был застрахован груз, имеет право после выплаты страхового возмещения прийти к перевозчику (виновной стороне) и потребовать возместить свои потери в полном объеме.
2. Если ответственность перевозчика не застрахована и сам груз не был застрахован собственником, но была застрахована ответственность экспедитора. Страховая компания экспедитора, после осуществления выплаты экспедитору или собственнику груза (если собственник обратился напрямую в страховую компанию), имеет полное право потребовать возместить свои финансовые потери с виновной стороны, то есть с перевозчика.
Единственное, что может спасти перевозчика это:
1. Его полная невиновность в повреждении груза, но такое бывает очень редко и, как правило, прописано в договоре на перевозку как форс-мажор.
2. Наличие другого виновника (например, при ДТП, второй участник был признан виновным или при хищении груза нашли похитителя), но в этом случае перевозчику все равно придется сначала заплатить самому, а уже потом идти с требованием к виновнику.
В остальных случаях, чтобы максимально обезопасить себя и свой бизнес, лучше использовать страхование ответственности, так как ни один запорный механизм не спасет от ДТП, так же как и спокойная езда по правилам не спасет от кражи. По договорам страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имущественным интересов третьих лиц, может быть застрахована ответственность самого Страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Почему серьезные компании с долгосрочными планами всегда страхуют ответственность перевозчика, а крупные тендеры не допускают участников без полиса? Данный вид финансовой защиты обеспечивает:
- максимальное покрытие затрат при наступлении неблагоприятных событий;
- гарантии грузоотправителя при доставке дорогостоящих партий товара;
- качественную работу транспортной компании в реальных условиях рискового рынка;
- возможность быстро возместить крупные потери;
- простой механизм урегулирования проблемных случаев.
Международные стандарты перевозок четко указывают: нет оснований для полного освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения этой ответственности. Иными словами, исполнитель всегда отвечает перед заказчиком. И только от него зависит то, как это урегулирование для него пройдет: с крупными финансовыми потрясениями или «безболезненно» для бюджета транспортной компании.
Мы предлагаем различные наборы рисков: от страхования ответственности за груз, ответственности за финансовые потери ваших клиентов и ответственности за вред, причиненный третьим лицам до включения в договор дополнительных рисков связанным с хищением (кража, грабеж, разбой) и рефрижераторных рисков.